Москва:   Кито:   Амстердам:
menu
Главная /

Тюльпаномания, фьючерсы и голландский аукцион

На дворе стояли 1600-е годы, когда торговцы из Оттоманской империи впервые ввезли в Голландию луковицы тюльпана, совершенно незнакомого в Европе цветка. Представьте, что вы впервые в жизни увидели фиолетовую собаку. Несомненно, вам (и не только вам) захочется ее иметь, потому что она уникальна. То же самое произошло с тюльпаном в те дни, когда не было Интернета, и людям неоткуда было брать информацию. На этот удивительный цветок моментально возник дикий спрос, которого до этого в Европе никогда не было. С каждым днем спрос только увеличивался, подогреваемый огромным количеством желающих самостоятельно выращивать тюльпаны.

Однако природные особенности тюльпана внесли в ажиотаж свои коррективы. Ведь для того, чтобы получить саму луковицу (собственно, сам товар), тюльпану из семечка необходимо расти 7-12 лет. Поэтому с учетом огромного спроса и столь длительного периода произрастания цветка цена на него была высока. Сравним этот процесс с продажей хорошего алкогольного напитка. Возьмем, к примеру, виски «Johnnie Walker Black» и предположим, что за последний год спрос на него возрос в три раза, но удовлетворить его вряд ли представляется возможным, поскольку на его изготовление требуется 12 лет. Поэтому и цена за бутылку начинает расти как на дрожжах. В разгар тюльпаномании в Нидерландах в 1636—1637 годах доходило до того, что одна луковица считалась неплохим приданым, а несколько луковиц можно было обменять на дом с хозяйством!



"Торговля тюльпанами". Картина-карикатура 17 века

Давайте рассмотрим еще некоторые моменты, касающиеся тюльпана. Цветет он всего лишь в апреле и мае. Летом растение можно выкопать и пересадить. Все остальное время тюльпан остается в грунте и не цветет. Следовательно, в продаже его можно увидеть всего лишь 3 месяца в году, в то время как спрос на него имеется круглый год. Так, в 1634—1635 годах были заключены первые фьючерсные контракты – в любое время года продавцы и покупатели тюльпанов подписывали договор о поставке N-ого количества цветков в определенные дни летом по цене Х. Далее этими контрактами можно было обмениваться с другими покупателями и продавцами. Так возник знакомый нам функционирующий фьючерсный рынок как прямой результат действий голландских торговцев, желающих покупать и продавать тюльпаны круглый год, несмотря на природные особенности цветка — возможность торговать и поставлять его всего три месяца в году. Довольно скоро этот рынок наполнили спекулянты, не имеющие к цветоводству никакого отношения, а занятые лишь перепродажей контрактов, по сути "торговлей воздухом". Цены росли. Не обеспеченные реальными деньгами контракты переходили из рук в руки.

В конце концов, в попытке усмирить «тюльпанную панику» голландский парламент издал закон, гласящий, что фьючерсный контракт может быть аннулирован в любой момент, если покупатель уплатит продавцу 3.5% от контрактной суммы. Фиксированная плата в пользу продавца за разрыв контракта в любой момент – вот это выход из ситуации! Да, как вы уже поняли, даже примитивный рынок опционов зародился во времена голландской тюльпаномании. Понятно, что с таким незначительным наказанием за ложные спекулятивные сделки эти новые опционные контракты лишь усугубили проблему, давая возможность торговцам увеличить количество сделок через использование внушительных заемных средств.



«Аллегория тюльпаномании». Питер Брейгель (младший)

Теперь о голландском аукционе. После того, как вы познакомились с ситуацией на тюльпанном рынке, можете себе представить что творилось на бирже: трейдеры снуют туда-сюда, шум и гам, контракты летят налево и направо. Полный хаос. Тогда руководители биржи избрали путь быстрой продажи с наименьшим количеством ставок при максимально высокой цене. Это и есть голландский аукцион: торги начинаются с неоправданно высокой цены при спросе, предположительно равном нулю. Через определенные промежутки времени цена падает на заданную единицу и продолжает пошагово снижаться до тех пор, пока не будет получена первая ставка. В этот момент аукцион прекращается, а участник, разместивший заявку, получает товар. Преимущества очевидны – для заключения сделки необходима всего одна заявка. Тем более, если сделать начальную цену продукта довольно близкой к отпускной, а интервалы снижения стоимости — короткими, то аукционы завершаются очень быстро.

На этом пока все, но мы еще продолжим рассказ об этом интересном периоде в истории Голландии.


Дата публикации: 04/09/2015